Каждый, кто управляет автопарком, знает, как сложно держать под контролем расход топлива. Воровство, недоливы на заправках и ошибки водителей — это реальность, которая напрямую бьет по бюджету компании. Вы можете внедрять самые строгие правила и наставления, но без реальных данных об использовании топлива вся система может стать неэффективной. Здесь на помощь приходит контроль топлива с помощью ГЛОНАСС. Разберемся, как это работает и какие задачи решает для автотранспортного предприятия.
Что такое ГЛОНАСС
ГЛОНАСС — это российская спутниковая навигационная система, которая используется не только для определения местоположения транспорта, но и для сбора данных о работе транспортного средства. Один из важных аспектов ее применения — система мониторинга топлива. Установка специального оборудования позволяет получать информацию о реальном расходе топлива, времени заправок и, что самое важное, предотвращать махинации с топливом и простои. Данные передаются в режиме реального времени, что помогает оперативно отслеживать любые отклонения.
Как работает контроль топлива с помощью ГЛОНАСС
Система спутникового мониторинга ГЛОНАСС включает:
- Датчики уровня топлива. Они устанавливаются в топливный бак и фиксируют его текущий уровень. Эти данные передаются на сервер, где хранятся и анализируются. Как только возникает резкое снижение топлива, система сигнализирует о возможной утечке или краже.
- Контроль за заправками. Система фиксирует не только уровень топлива, но и все заправки. Сравнение данных по расходу и объему заправленного топлива позволяет сразу выявить недоливы или «поддельные» заправки.
- Модуль спутниковой связи. Все данные о топливе передаются на сервер с помощью спутниковой связи, благодаря чему у диспетчера всегда есть доступ к актуальной информации. Это помогает не только контролировать топливо, но и оптимизировать маршруты.
Принцип работы следующий: когда у вас есть точные данные о том, сколько топлива использует каждое транспортное средство, можно делать выводы о его эффективности. Например, вы видите, что один из водителей расходует топливо больше других на одном и том же маршруте. Это может говорить о нарушении режима вождения, перегрузе или даже о том, что водитель работает неэффективно или обманывает вас. ГЛОНАСС помогает выявить такие моменты и исправить ситуацию до того, как расходы станут слишком высокими.
Как система предотвращает кражи
Одной из главных проблем автопарков всегда было и остается воровство топлива. Система ГЛОНАСС решает эту задачу на нескольких уровнях:
- Моментальный контроль уровня топлива. Как только датчик фиксирует резкое падение уровня топлива, диспетчер получает уведомление. Это помогает оперативно реагировать и выяснить, что произошло.
- Анализ заправок и маршрутов. Система сравнивает данные о заправках с маршрутом, чтобы убедиться, что топливо использовано правильно и не было слито в неподходящих местах.
- Исторические данные. Анализируя расход топлива на протяжении времени, можно выявить аномалии и сравнить с предыдущими результатами. Если какие-то машины расходуют больше топлива, чем обычно, это может быть сигналом для проверки.
Преимущества ГЛОНАСС для бизнеса
- Экономия средств. Контроль топлива позволяет сократить расходы за счет снижения хищений, улучшения маршрутов и более эффективного использования транспортных средств.
- Повышение прозрачности работы водителей. Вы всегда знаете, где находится машина, сколько топлива использует и как водители соблюдают установленные нормы.
- Предотвращение поломок. Система также помогает отслеживать техническое состояние машины, что позволяет предотвратить неожиданные поломки и дорогостоящий ремонт.
Какие есть альтернативы
Вопрос контроля — одна из главных задач для компаний, имеющих автопарки. Помимо систем ГЛОНАСС, на рынке существуют и другие способы отслеживания расхода ГСМ, но каждый из них имеет свои недостатки. Рассмотрим наиболее популярные альтернативы.
Топливные карты
Топливные карты привязываются к каждому автомобилю или водителю, и с их помощью осуществляется оплата на заправках. Системапозволяет отслеживать, сколько денег потрачено на горючее, и в каких объемах оно было заправлено.
Недостатки:
- Отсутствие контроля за фактическим расходом. С помощью топливных карт можно увидеть, сколько топлива было куплено, но невозможно проверить, действительно ли оно было использовано по назначению. Водитель может заправиться для другого автомобиля или продать солярку.
- Нет данных о воровстве. Карты не позволяют обнаружить, если топливо было слито из бака после заправки.
- Невозможность мониторинга транспорта во время движения. Карты показывают только транзакции на заправке, а расход в пути остается неизвестным.
Ручной учет
В некоторых компаниях водителям доверяют вести журнал заправок и пробега вручную. Водители записывают информацию о количестве топлива, залитом на заправке, и километраж, пройденный между заправками. Эти данные сверяются с общими расходами.
Недостатки:
- Человеческий фактор. Журнал может быть заполнен неверно или искажен по умышленным или случайным причинам. Ошибки в расчетах или неточности могут привести к финансовым потерям.
- Нет оперативных данных. Такой метод не предоставляет информации в режиме реального времени. Все данные собираются постфактум, что не позволяет мгновенно реагировать на проблему.
- Сложность выявления махинаций. Если водитель решит слить дизтопливо или бензин из бака, обнаружить это через ручной учет будет крайне сложно.
Использование расходомеров
В некоторых компаниях устанавливают расходомеры на машины, которые замеряют объем расходуемого топлива на каждой поездке. Довольно точное решение для отслеживания реального расхода, но и у него есть свои минусы.
Недостатки:
- Отсутствие контроля за заправками. Расходомеры показывают, сколько топлива ушло на поездку, но не фиксируют фактические заправки. Таким образом, можно не обнаружить несоответствия между заправленным и использованным горючим.
- Сложность установки. Установка расходомеров требует серьезных затрат на монтаж и техническое обслуживание. Не все автомобили поддерживают установку таких устройств.
- Отсутствие удаленного доступа. Расходомеры не всегда поддерживают удаленный мониторинг. Это делает контроль менее оперативным и требует ручного сбора данных с каждой машины.
Телеметрические системы без контроля топлива
Некоторые телематические системы GPS мониторинга предоставляют данные о местоположении и скорости автомобиля, но не включают контроль топлива. Они могут помочь в оптимизации маршрутов и времени работы, но не дают информации о том, как используется топливо.
Недостатки:
- Нет данных о заправках и расходе. Такие системы помогают улучшить логистику, но не контролируют горючее. Даже если они могут показывать, сколько километров проехала машина, точный расход и его слив остаются за рамками анализа.
- Ограниченные возможности для снижения затрат. Без данных о топливе сложно понять, где компания теряет деньги. Такая телеметрия не дает полную картину расходов.
Как внедрить технологию
Для установки системы нужно оборудовать машины датчиками (трекерами) и модулями связи. Это несложный процесс, но важно доверить его профессионалам, которые помогут правильно установить оборудование и настроить систему для вашего автопарка. После внедрения вам не придется самостоятельно отслеживать данные — все будет работать в автоматическом режиме.
Система помогает предотвратить воровство, улучшить маршруты и снизить расходы. Она становится незаменимым инструментом для компаний, где важна каждая копейка, особенно при больших автопарках. Если раньше контролировать расход топлива было сложно, то теперь с ГЛОНАСС у вас всегда будет под рукой точная информация для принятия решений.