Перевозка пассажиров и грузов по водным путям требует строгого контроля и управления, аналогичного тому, что применяется в автомобильной, железнодорожной и авиационной индустриях. Основным приоритетом в этой области всегда остаётся безопасность, однако не менее важно и эффективное использование транспортных средств, а также оптимизация рабочих процессов для достижения экономической выгоды. В современном мире, где требования к экологичности и экономичности транспорта постоянно ужесточаются, применение инновационных технологий, таких как спутниковый мониторинг, становится ключевым фактором успеха.
Разработанная в России, система ГЛОНАСС предоставляет точные данные о местоположении судов в реальном времени, что существенно повышает эффективность и безопасность морских перевозок. Внедрение ГЛОНАСС в морской транспорт открывает множество возможностей для оптимизации логистических процессов и улучшения навигации.
Исторический аспект
Первая в России и на мировой арене дифференциальная станция ГНСС ГЛОНАСС/GPS начала свою работу благодаря сотрудничеству Министерства транспорта РФ и Главного управления навигации и океанографии (ГУНИО, ныне УНИО) Министерства обороны России. Официальное введение в эксплуатацию этого объекта произошло в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 сентября 2000 года № 1363-р, и местом его расположения стал мыс Шепелевский, находящийся на берегах Финского залива.
Создание морской дифференциальной подсистемы ГНСС в России проводилось с учетом международных рекомендаций и строгого соответствия национальным нормативным документам. Эти документы регламентируют обязательное использование сигналов ГНСС от ГЛОНАСС и GPS, что значительно повышает надежность навигации, базирующихся на спутниковых технологиях. Важной особенностью является устойчивая работа дифференциальной системы даже при возникновении непреднамеренных или преднамеренных помех, обеспечивая непрерывность функционирования.
Особое внимание уделяется передаче поправок через радиомаячные частоты (283,5-325 кГц), чтобы использовать уже существующую аппаратуру морских радиомаяков для размещения контрольно-корректирующих станций. Речь идет об антенных комплексах и системах питания, которые уже оборудованы, что существенно сокращает затраты на создание и обслуживание новой инфраструктуры дифстанций.
Преимущества ГЛОНАСС
- Точное позиционирование
Одним из главных преимуществ ГЛОНАСС в морском транспорте является точное определение местоположения судов в режиме реального времени. Точное позиционирование способствует предотвращению столкновений и других аварийных ситуаций, а также позволяет более эффективно управлять движением в портах и на маршрутах.
- Оптимизация маршрутов и логистики
ГЛОНАСС значительно улучшает логистические процессы. Точные данные о местоположении и скорости используются для оптимизации маршрутов, это сокращает время и затраты на перевозку грузов. Это особенно важно для крупных судоходных компаний, которые стремятся минимизировать эксплуатационные расходы и увеличить эффективность своих операций. Кроме того, ГЛОНАСС позволяет своевременно реагировать на изменения в погодных условиях и другие внешние факторы, что способствует безопасному и эффективному мореплаванию.
- Повышение безопасности
Безопасность мореплавания является приоритетом для всех участников морской транспортной отрасли. ГЛОНАСС контролирует движение в море, своевременно выявляя и предотвращая потенциальные угрозы. Система контролирует соблюдение правил морской навигации и предотвращения незаконных действий, включая пиратство и контрабанду. Данные могут использоваться для анализа инцидентов и разработки мер по улучшению ситуации в будущем.
- Управление флотом и техническое обслуживание
ГЛОНАСС отслеживает состояние и технические параметры судов в реальном времени, что способствует своевременному проведению технического обслуживания и предотвращению поломок. Это снижает эксплуатационные расходы и увеличивает надежность флота. Кроме того, информация используется для мониторинга работы экипажа и оптимизации расходования ресурсов.
- Интеграция с другими системами
Возможность интеграции с другими навигационными и информационными инструментами предусматривает создание комплексных решений, объединяющие данные из различных источников. Интеграция с автоматической идентификацией судов (AIS), метеорологическими системами и системами управления движением судов (VTS) повышают эффективность перевозок по морю.
Применение ГЛОНАСС
- Управление передвижением судов
Внедрение ГЛОНАСС позволяет диспетчерам отслеживать движение в реальном времени, оптимизировать маршруты и графики, а также своевременно реагировать на изменения в обстановке. Система обеспечивает более эффективное использование портовой инфраструктуры и снижает риск столкновений и аварий.
- Мониторинг состояния морских путей
С помощью специальных датчиков и оборудования, установленных на судах, можно мониторить глубину, температуру воды, течения и другие параметры, чтобы своевременно выявлять опасные участки и проводить необходимые работы по минимизации рисков.
- Контроль грузоперевозок
ГЛОНАСС отслеживает местоположение и состояние контейнеров, контролировать время доставки и обеспечивать безопасность грузов. Это особенно важно для перевозки опасных грузов.
Технические моменты
Спутниковые системы представляют собой эффективный инструмент для надежной и бесперебойной связи с судами, особенно в условиях удаленности от традиционных средств связи. Такие системы оборудованы приемниками и передатчиками, которые поддерживает связь через спутниковые каналы связи, например, чтобы обеспечить постоянный доступ к информации о положении судна, его состоянии и других важных параметрах.
Основной задачей спутникового мониторинга является точное и своевременное отслеживание положения судов. Система работает даже в зонах, где нет GSM-покрытия. Так, например, протокол IsatM2M гарантирует стабильность передачи информации и ее актуальность в любых условиях.
Современные системы оснащены дисплеями, которые позволяют экипажу в режиме реального времени общаться с диспетчерским центром. Кроме того, в систему интегрированы функции мгновенного оповещения диспетчеров о нештатных ситуациях, что является важным аспектом для предотвращения аварий и инцидентов. Благодаря многочисленным функциям и возможностям сегодня спутниковый мониторинг является неотъемлемым техническим аспектом современного флота.
Работа системы мониторинга на судне
Навигационная система представляет собой комплексное решение, которое обеспечивает команде корабля и наземным диспетчерам возможность в реальном времени контролировать обширный спектр критических параметров судна. Это достигается за счет внедрения бортовых контроллеров и передового ПО, специально разработанного для морских нужд.
- Установленные на борту устройства не только отслеживают текущее местоположение судна, но и анализируют его техническое состояние, скорость движения, направление и многие другие параметры. Это повышает эффективность управления флотом и качество навигационной безопасности за счет оперативного реагирования на изменения в морских и погодных условиях.
- Через диспетчерское ПО доступна информация о пройденном расстоянии, местах и продолжительности стоянок. Это позволяет анализировать эффективность использования судна, планировать техническое обслуживание и оценивать время в пути.
- Для контроля расхода топлива используются специально подобранные проточные датчики расхода топлива. Эти устройства монтируются непосредственно в топливные магистрали и магистрали, которые направляют топливо к основным и вспомогательным танкам. Подбор датчиков производится с учетом специфических технических требований каждого судна, чтобы обеспечить максимальную точность измерений. Датчики регистрируют фактический топливный расход в реальном времени и информирует о расходе для всех основных систем, включая главные двигатели, вспомогательные двигатели и дизель-генераторы. Можно отслеживать топливные расходы и эффективно управлять запасами топлива, что актуально для планирования долгосрочных плаваний и оптимизации затрат на топливо.
- Контроль за бункеровкой (процессом получения или выдачи дизтоплива) также осуществляется через систему. Судовладелец получает точный учет топлива, предотвращает его несанкционированное использование и способствует экономии.
- Установка емкостных уровнемеров (ДУТ) контролирует уровень топлива в танках. Есть доступ к информации о начальном и конечном уровне дизтоплива за выбранный период, количестве принятого на борт топлива и общем его расходе. Проточные и ёмкостные датчики выбираются с учетом от специфики судна и его силовых агрегатов для максимально высокой точности измерений.
- Датчики периферийного типа мониторят время работы всех потребителей топлива, а также обороты главных моторов и температурный режим в трюмах. Это помогает в оптимизации работы судна, предотвращении технических неисправностей и улучшении общей эксплуатационной эффективности.
Что это дает судовладельцам?
- Современные мониторинговые программы оснащены развитыми аналитическими инструментами, которые дают диспетчерам возможность точного анализа и эффективного планирования действий флота. Такие инструменты позволяют судовладельцам принимать обоснованные управленческие решения. Доступ к программе возможен не только с персональных компьютеров, но и через мобильные приложения на смартфонах и планшетах, что делает управление флотом гибким и доступным в любой момент и из любой точки мира.
- Встроенная функциональность мгновенного оповещения играет критическую роль в поддержании безопасности и операционной надежности. Диспетчеры и ответственные лица могут получать автоматизированные уведомления о различных событиях прямо на электронную почту или мобильный телефон. В частности речь идет о несанкционированных действиях, таких как отключение терминалов, махинации с топливом или любые другие операционные нарушения, которые могут подвергнуть риску безопасность судна или эффективность его работы. Функция тревожного оповещения гарантирует, что информация о любых инцидентах сообщается мгновенно и можно рассчитывать на оперативную реакцию в непредвиденной ситуации.
- В случае аварий или нештатных ситуаций на море, система передает спасательным службам координаты пострадавшего судна, что существенно сокращает время реакции и повышает шансы на успешное спасение экипажа и пассажиров. В тяжелых погодных условиях, таких как ледоход, когда льдины могут создавать серьезные препятствия для судоходства, точные данные о местоположении помогают судам избегать столкновений и опасных участков. Аналогично, в условиях плохой видимости, вызванной густым туманом, ГЛОНАСС передает информацию о местоположении и движении окружающих судов для корректировки курса и скорости, а также для планирования безопасных маневров.
Такая интеграция аналитических и коммуникативных технологий в системы мониторинга судов значительно увеличивает эффективность и безопасность морских перевозок.