С 26 сентября 2016 года действует Постановление Правительства РФ № 969, которое вводит требования по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности — в том числе систем видеонаблюдения и видеозаписи на транспорте. Это не просто бюрократия — это механизм, призванный повысить безопасность пассажиров, защиту грузов и соблюдение правил перевозок. Для перевозчиков (особенно тех, кто работает с пассажирами или опасными грузами)
соответствие этим требованиям — вопрос не только безопасности, но и юридической ответственности.
Требования к системам видеонаблюдения и видеозаписи
Камеры должны фиксировать все, что происходит в салоне, у дверей и в кабине водителя. Запись помогает разбирать конфликты с пассажирами, отслеживать работу персонала, хранить доказательства в случае ДТП и предотвращать угрозы безопасности. Важный момент — камеры не должны оставлять «слепых зон», поэтому их ставят так, чтобы обзор покрывал все входы и основные зоны салона. Еще один нюанс — техника должна интегрироваться с другими системами транспорта: ГЛОНАСС, тахографами, тревожными кнопками.
Технические параметры
Чтобы оборудование прошло сертификацию и действительно выполняло свою функцию, оно должно соответствовать ряду требований:
- картинка не хуже 1,2 мегапикселя (горизонталь — от 1200 точек, вертикаль — от 1000);
- только прогрессивная развертка, чтобы не рябило при воспроизведении;
- оптическое разрешение — от 800 ТВ-линий по горизонтали, это обеспечивает читаемость лиц и деталей;
- частота записи — не ниже 25 кадров в секунду, чтобы движения не выглядели рваными;
- сжатие видео — не более 30% (кодек H.264 или MJPEG (по ГОСТ);
- поддержка сетевых протоколов TCP/IP и Ethernet для передачи архива.
Камеры должны работать в связке с регистратором, который выдерживает поток в полном объеме: 25 к/с при 1,2 Мп. Архив обязан храниться не меньше 30 суток, причем с возможностью выгрузки через локальную сеть. Важна и защита данных: пароли, шифрование, ограничение доступа. Это требование ужесточилось после выхода Постановления № 1640.
Размещение камер
- Если у автобуса одна дверь, ставят минимум две камеры: в кабину водителя и в салон.
- Если две двери и более — камера напротив каждой.
- Дополнительно следят, чтобы в салоне не оставалось «мертвых зон» — углы, проходы и места у окон должны попадать в кадр.
Алгоритм внедрения системы
Чтобы соответствовать требованиям, нужно:
- Провести аудит текущей системы (если она есть) на соответствие требованиям (разрешение, частота кадров, хранение и выгрузка видео).
- Подобрать и установить сертифицированное оборудование (камеры, регистраторы, кабеля).
- Проверить монтаж, качество видео и покрытие (исключить слепые зоны).
- Обеспечить хранение и доступ к архивации в течение 30 дней (и выгрузку при необходимости).
- Обучить персонал (водителей, механиков, диспетчеров) работе с системой мониторинга и архивацией.
Соблюдение требований видеооборудования для школьного автобуса под ПП РФ №969 и правильный монтаж сертифицированной системы позволят перевозчикам избежать штрафов, повысить безопасность, и улучшить контроль над перевозками.